РОССИЯ.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.
пос. СЕННОЙ.
КОНЦЕПЦИЯ-ИДЕЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОРТОВОГО КОМПЛЕКСА В АКВАТОРИИ ТАМАНСКОГО ЗАЛИВА.
Основанием для разработки Концепции размещения интегрированного портового комплекса на юге России является Указ Президента Российской Федерации от 03.12.92 г. #1513 "О мерах по возрождению торгового Флота России", Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.08.93 г. # 574-рп "О создании пункта базирования российских кораблей Военно-Морского Флота..." и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.93 г. #993 "О реализации первоочередных мер по Возрождению торгового Флота России 1993-2000 гг."
Главной целью Проекта является выявление территориальных ресурсов для размещения портового комплекса с учетом градостроительного развития территории Азово-Черноморского побережья, в том числе с учетом интересов развития куроотно-рекреаиионного хозяйства на юге России.
Часть первая.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИРОДНЫХ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РОССИИ.
Развитие южных морских портов неизменно сопряжено с развитием курортной рекреации теплого побережья России. Поэтому основной задачей Концепиии стал поиск такого варианта размещения нового порта, строительство и эксплуатация которого не противоречили бы развитию приморского климатического курорта - южной рекреаиии России.
В результате происшедших геополитических изменений, значительное число южных морских портов осталось за пределами России. Существенно сократились и зоны южной приморской курортной рекреации. Так, на всем протяжении Азово-Черноморского побережья России (около 1400) лишь 20% берега с пляжами пригодны для развития рекреации федерального значения, в том числе 18% побережья Черного моря.*
* По материалам натурного обследования авторов в 1995г. и по оценке Г.П. Крутенко. И.И. Ионов. (Градостроительство, вып.28. Киев 1980г.)Наиболее освоенной частью Черноморского побережья является курортная зона Большого Сочи. (См. ил. на стр.5). Отмечая традиционно высокие качественные характеристики этих пляжей, протянувшихся непрерывной полосой от Адлера до Туапсе, необходимо подчеркнуть, что в последние годы из-за чрезмерного антропогенного воздействия они подвергаются сильному разрушению и требуются большие затраты на их восстановление.
На участке от Туапсе до Анапы - прерывистый характер пляжной полосы. Здесь пляжи расположены в основном в районе бухт и устьях рек. Из-за рекреационной перегруженности, происходит интенсивное истощение этих пляжей. Важнейшей чертой берега на этом участке является дефицит наносного материала.
От Высокого берега, на котором расположена Анапа, до озера Соленое протянулись широкие до 200 м и более песчаные пляжи - золотой запас Черноморской курортно-рекреационной зоны России.
От озера Соленое до мыса Тузла наблюдаются оползневые формы рельефа, достигая на отдельных участках 3-4 ярусов. Крутые склоны берега чередуются с неширокими до 10-15 м песчаными пляжами в прибойных вогнутостях берега.
На западном побережье Таманского полуострова, омываемом водами Таманского и Динского заливов пляжи практически отсутствуют. Лишь незначительная их часть сохранилась в основаниях кос Рубановская, Маркитанская и Тузлинская.
Вдоль западного, обращенного к Керченскому проливу берега косы Чушка тянется, почти до мыса Ахиллион, песчано-ракушечный пляж шириной от 5 до 25 метров.
На всем протяжении от м.Ахиллион до пос.Пересыпь наличие пляжей носит прерывистый характер. Берег абразионный.
Устойчивые, широкие (до 90 м) песчано-ракушечные пляжи на участке Пересыпь-Голубицкая - хорошая основа для развития здесь приазовской рекреации.
На участке береговой полосы от Темрюка до Ясенской пляжи протянулись практически сплошной линией вдоль побережья. Однако, значительная часть береговой линии здесь подвержена разрушению. Кроме того, на этом участке находятся Приазовский заказник, Темрюкский плавневый заповедник и множество других лиманов и плавней, ограничивающих возможность использования пляжей.
Ейско-Ясенский участок еще боле подвержен разрушению прибойными действиями волн Азовского моря.
Практически все участки Азовского побережья Таганрогского залива характеризуются высокой пораженностью оползневыми и обвально-осыпными процессами в сочетании с абразией и эрозией. Берега залива в основном сложены лессовидными суглинками, которые при смачивании начинают оплывать и разрушаться. Кроме того, летом в заливе развивается фитопланктон, придающий воде -зеленую окраску. Весной, осенью и часто летом вода имеет мутно-желтый цвет. Эти обстоятельства существенно снижают рекреационную ценность Азовского побережья Таганрогского залива.
Таким образом, по наличию основного рекреационного ресурса - пляжей, Черноморское побережье (в особенности побережье Таманско-Абраусского региона*) наиболее предпочтительно для развития приморской рекреации России. Кроме того, здесь сосредоточены самые большие в России запасы лечебных иловых сульфидных грязей и минеральных источников.
* В результате научно-проектных изысканий, выполненных Гипрогором в 1992-96 гг. выявлено, что на всем протяжении российского Азово-Черноморского побережья, практически неограниченной и невосстребованной пока базой природных лечебных ресурсов для развития нового крупного курортно-рекреационного хозяйства России обладает в полной мере Таманско-Абраусский регион Краснодарского края.Таманско-Абраусский регион охватывает территорию Анапского, Темрюкского, большую часть Крымского и Славянского районов (с Приазовским государственным заказником) и территорию Новороссийска, обшей площадью 6500 кв.км. Численность населения по данным переписи населения 1989 г. составляла 600 тыс.чел. Плотность населения - 92 чел/кв.км.
Здесь на побережье Черного и Азовского морей сосредоточены самые большие в России песчаные пляжи, их общая площадь составляет около 7 млн. кв.м; крупнейшие в СНГ и единственные на Черноморском побережье Кавказа месторождения лечебных иловых сульфидных грязей с промышленным запасом около 5 млн. м3, а также минеральные воды трех из восьми известных бальнеологических групп и пять из девяти классов по ионному составу и минерализации. Общее количество минеральных вод, которое может ежесуточно подаваться для лечения, составляет около 140 тыс. декалитров в сутки.
Морские воды в акватории этих участков наиболее чистые. Индекс загрязнения воды по результатам комплексной оценки качества вод Черного и Азовского морей по состоянию на 1991 г. составлял 0,4-0,5 (для сравнения ИЗВ Сочинского взморья на тот же период составлял 1,05).
Таманско-Абраусский регион относится х самым солнечным районам Краснодарского края. Число часов солнечного сияния в Темрюке - 2350 в год, в Анапе - 2394. Купально-пляжный сезон здесь продолжается с середины мая до конца сентября.
Кроме того, наличие уникальных обьектов природы, рыболовно-охотничьих угодий и уникальных памятников культурно-исторического наследия - прекрасная основа для активного развития туризма и эффективного вовлечения их в культурно-рекреационный хозяйственный оборот Таманско-Абраусского региона.
Иловые сульфидные грязи месторождений озера Соленое, Кизилташского и Витязевского лиманов, а также Мацестинские сероводородные источники, йодо-бромные воды Кудепсты, Семигорское, Раевское, Анапское, Джеметинское месторождения минеральных вод, сероводородные источники Горячего Ключа, минеральные воды Хадыженска, Апшеронска, Красной Поляны и многие другие минеральные источники Черноморского побережья составляют мощный природный ресурс для развития здесь бальнеологического курорта.
Стимулирует рекреационное развитие Черноморского побережья наличие богатейшего историко-археологического наследия, благоприятное транспортно-географическое положение региона, общая хозяйственная освоенность территории, наличие достаточных трудовых ресурсов, а также самый продолжительный в условиях России купальный сезон (до 150 дней в году) и обилие овощей и фруктов, в том числе субтропических и орехоплодных.
Часть вторая.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЮЖНЫХ МОРСКИХ ПОРТОВ.
В пределах новых экономико-географических границ России в настоящее время действуют десять южных морских портов. Три из них (Сочинский, Геленджикский, Анапский) развиваются только в целях обеспечения жизнедеятельности курортных зон, в первую очередь пассажирских перевозок. Остальные семь южнороссийских морских портов располагают мощностями для перевозки около 65 млн. тонн грузов в год. Причем лишь два из них - Новороссийский и Туапсинский - способны принимать современные крупнотонажные суда.
По данным Министерства транспорта РФ, потребность России в грузообороте южных морских портов на начало 1995 года составила около 120 млн. тонн. Чтобы их удовлетворить, необходимо увеличить имеющиеся мощности по сухогрузам более чем в 2 раза, а по наливным - в 1,5 раза.
В настоящее время Россия избыток своих грузов переваливает через Украинские порты и порты Балтии, на чем ежегодно теряет около 2,5 млрд. долларов США.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.12.92г. #1513 "О мерах по возрождению торгового флота России", Минтрансом РФ разработана, в составе Программы возрождения торгового флота России, "Схема размещения и развития морских портов, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в Краснодарском крае".
"Схема..." согласована администрацией Краснодарского края (Харитонов Е.М.), Главным штабом ВМФ Министерства обороны РФ (Селиванов В.В.) и одобрена председателем правительства РФ Черномырдиным В.С. (Протокол от 11.10.94г. #ВЧ-П22-П10-168).
"Схема размещения и развития морских портов..." предусматривает на период до 2010г. увеличение грузооборота южных морских портов до 117,3 млн. тонн в год. При этом, 78,5% всего планируемого грузооборота предполагается осуществить за счет реконструкции существующих портов с доведением их до следующих мощностей:
- Новороссийский до 48,095 млн.тонн в год, в том числе 37,56 млн.тонн наливных грузов;
- Туапсинский до 24,315 млн.тонн в год, в том числе 15,935 млн. тонн наливных грузов;
- Ейский до 4,6 млн.тонн в год;
- Темрюкский до 4,5 млн.тонн в год;
- порт Кавказ до 4,0 млн.тонн в год, в том числе 2,0 млн.тонн наливных грузов;
- порт Азов до 3,6 млн.тонн в год;
- Таганрогский до 2,953 млн.тонн в год с переводом в Новый район минерально-строительных грузов из действующего порта.
21,5% всего грузооборота намечается осуществить посредством строительства нового сухогрузного порта с глубоководным вводом в акватории озера Соленое, мощностью 19,2 млн.тонн в год, наливного комплекса в районе мыса Панагия для перевалки 1 млн.тонн сжиженного газа и нефтяного терминала в районе Южной Озереевки для перевалки 5 млн.тонн Тенгизской сырой нефти.
Кроме того, распоряжением Президента РФ от 17.08.93г. #574-рп, помимо морского торгового порта, в акватории озера Соленое намечено создание пункта базирования российских кораблей Военно-Морского Флота.
Таким образом, "Схемой..." предусматривается реконструкция 7 существующих южных морских портов с доведением их общей мощности к 2010 году до 92,063 млн. тонн в год.
20% перспективного грузооборота реконструируемых портов намечается осуществить через 5 мелководных портов Азовского побережья.
80% перспективного груза реконструируемых портов будут перерабатываться в соответствии со "Схемой..." двумя глубоководными черноморскими портами - Новороссийским и Туапсинским.
Экономико-географические условия Северного побережья Черного моря, в .том числе: близость международного-фарватера, хорошие глубины моря и устойчивость берега, наличие удобных естественных бухт и развитой сети железных и автомобильных дорог - все это более благоприятствует развитию Черноморских портов в отличии от аналогичных условий Азовского побережья.
Однако, дальнейшее развитие Черноморских портов влечет за собою необходимость организации дополнительных железнодорожных и автодорожных подходов, что в условиях горного строительства окажется очень дорогостоящим. Таким же дорогостоящим станет и строительство заградительных портовых сооружений. Дальнейшее развитие портового хозяйства на побережье Черного моря сопряжено с образованием конфликтных экологических ситуаиий. не способствуюишх развитию курортно-оздоровительных зон, в том числе и курортов федерального значения.
Предложения по строительству новых портов в окрестностях Анапы содержат реальную угрозу дальнейшего развития (и, в конечном счете, существования) Федерального детского курорта.
Так на южном берегу Таманского полуострова, к западу от знаменитых золотых анапских пляжей, в районе п.Волна, намечено "Схемой..." строительство порта с терминалом для экспорта одного млн.тонн пропан-бутановых смесей в год. Их погрузка на танкеры грузоподъемностью 20-40 тысяч тонн будет производиться с эстакады длиной 1,5 км. В акватории озера Соленое (на 13 км ближе к анапским пляжам) департамент морского транспорта планирует строительство морского порта комплексного назначения с оградительными сооружениями, выходящими в море на 3,5 км и 17,5-метровую глубину.
В результате строительства порта в акватории озера Соленое будет уничтожено 265600 м3 уникальных лечебных сероводородных иловых грязей, высокоминерализованная (до 370 г/л) рапа озера и 300000 м3 прекрасных песчаных пляжей. (Кандидат геолого-минералогических наук Т.Ф. Стойнов). К этому нужно добавить необходимость возведения дорогостоящих оградительных сооружений длиной 4000 м, железнодорожных и автодорожных подходов, а также занятие ценных сельскохозяйственных земель, в том числе под селитебные зоны. Значительной проблемой окажется решение вопроса вывоза и захоронения, неиспользованного при строительстве порта грунта (выемка грунта в объеме для достижения проектных глубин составит 53 млн м3).
На основании имеющегося натурального материала по 45-летнему мониторингу динамического состояния анапских пересыпей, институт океанологии РАН (доктор географических наук Н.А. Айбулатов) утверждает, что воздвигнутые оградительные сооружения портов, проектируемых к западу от анапских пляжей, преградят путь потоку наносов, идущих от мыса Железный Рог в сторону Анапы. В результате начнется интенсивный летний низовой размыв анапских пляжей, что приведет к их гибели и, как следствие, к гибели единственного в России приморского климатического и бальнеологического детского курорта федерального значения Англа. А эксплуатация такого порта будет обходиться довольно дорого из-за постоянных расходов для поддержания нормативных глубин. -
Каждый порт, каким бы он "чистым" ни,был (чистых портов вообще не бывает), является источником широкого загрязнения нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и т. д. В данном случае большая часть загрязнителей пойдет в сторону Анапы, прижимаясь близко к берегу.
Используя методологию расчета стоимости пляжей на основе учета ремиссионного народнохозяйственного эффекта (А.В.Гидбург, А.Г.Мезенцев, Академия Наук СССР), не сложно определить примерные народнохозяйственные потери в результате утраты анапских пляжей для будущего использования их в целях рекреации. В ценах 1996г. они составят около 2,5-3,0 триллиона рублей за каждый га пляжей.
Намеченное "Схемой..." размещение терминала для перевалки 5 млн.тонн сырой нефти в год в районе Южной Озереевки естественным образом будет осуществляться в ущерб и вопреки развитию пригородной рекреационной зоны Новороссийска - уникального ландшафтно-климатического комплекса Абрау-Мысхако.
Один из важных недостатков новой стратегии развития портового хозяйства предлагаемой "Схемой...", наряду с вышеобозначенными, заключается в том, что она не предусматривает возможность перспективного развития портового грузооборота России.
Государственная стратегия природопользования прибрежно-шельфовой зоны российского участка Черного моря, ввиду ее уникальных природных лечебно-оздоровительных особенностей, должна заключаться в приоритетном освоении ее как рекреационной, лечебно-оздоровительной зоны.
Своим Указом от Об.07.94г. #1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" Президент РФ обязал правительство РФ совместно с администрациями Краснодарского края и Ростовской области разработать в 1994-96 гг. программу комплексного управления прибрежными зонами Черного и Азовского морей.
Однако, в результате продолжающегося ведомственного подхода, по-прежнему создаются конфликтные ситуации в решении вопросов освоения прибрежно-шельфовой зоны Черноморского побережья.
Так, генеральной дирекцией государственного заказчика по строительству портов России при Министерстве транспорта РФ выполнен очередной проект нового высокотехнологичного, глубоководного порта на Черном море в бухте Агой. Планируемый грузооборот порта - 26 млн.тонн в год. Здесь, наряду с возведением дорогостоящих оградительных сооружений порта, понадобиться строительство очень сложной 18-ти километровой трассы железнодорожного подхода с устройством четырехкилометрового тоннеля и четырех мостовых путепроводов. Ориентировочная стоимость строительства нового порта составит около 2 млрд. долларов США.
В результате строительства нового порта в бухте Агой в непосредственной близости от существующего Туапсинского, по мощности превышающего последний почти в 1,5 раза, будет значительно ухудшена, и без того оставляющая желать лучшего, экологическая ситуация на данном участке приморской климатической курортной зоны.
В правительстве РФ в настоящее время рассматривается идея размещения базы ВМФ в юго-восточной части Цемесской бухты в пределах Геленджикской курортной зоны в районе пос. Кабардинка.*
* ... когда дует новороссийская бора, корабли не могут даже выйти в море из Цемесской бухты■.(Адмирал Виктор Кравченко)Для создания нормальных условий функционирования базы необходимо будет построить железнодорожный и автомобильные подходы от Кабардинки через перевал в Абинск (протяженнось трассы - 40-45 км) и изыскать порядка 500 га свободной территории, удобной для селитебной застройки и строительства наземных служб базы.
В результате реализации этой идеи будет уничтожена значительная часть Геленджикской приморской климатической курортной зоны Кабардинка.
К аналогичным результатам может привести осуществление идеи размещения базы ВМФ в зоне приморского климатического курорта Джубга и строительства контейнерного порта на территории федерального детского курорта Анапа у подножия г. Лысой в районе Супсех.
Таким образом, приведенный выше предпроектный анализ вариантов размещения и развития морских портов в Краснодарском крае показал, что предлагаемая Министерством РФ стратегия развития портового хозяйства на юге России, ориентированная на использование для строительства новых портов прибрежно-шельфовой зоны Черноморского побережья, приведет, в результате ее осуществления, к значительному сокращению зоны уникальных для ⌠холодной■ России приморских климатических и бальнеологических курортов.
На выборе варианта размещения нового порта в прибрежно-шельфовой зоне Азовского побережья сказываются такие факторы, как незначительность глубин Азовского моря, удаленность от трассы международного фарватера, а также фактор катастрофической нагонной волны.