www.dofact.narod.ru --- Общественная Кампания Против строительства терминала по перевалке аммиака на Таманском полуострове

ТОЛЬЯТТИ АЗОТ

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ

ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ
ТРАНСПОРТИРОВКИ И
ПЕРЕВАЛКИ АММИАКА
В ТЕМРЮКСКОМ РАЙОНЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МОСКВА - ТОЛЬЯТТИ
1998

Аннотация

Намечаемый к проектированию по альтернативным вариантам и строительству пункт перевалки аммиака предназначен для экспорта аммиака из России.

Положение всех объектов пункта перевалки определено на основе изучения и анализа фондовых и оригинальных материалов с учетом следующих требований:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСУРСАМИ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И УСЛОВИЙ ПЕРЕВАЛКИ АММИАКА НА ТЕРРИТОРИИ

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕРНОГО МОРЯ И УСЛОВИЙ ПЕРЕВАЛКИ АММИАКА НА АКВАТОРИИ

6. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ВЛИЯНИЯ НА НЕЕ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. ОСНОВНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

8. КАДРЫ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема 1

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

ОАО "Тольяттиазот"- одно из тех Российских предприятий, которое известно на мировом рынке и надежной репутацией, и торговой маркой, и широкими связями. В то же время, анализ информации и предложений транспортного рынка экспедиторских услуг показывает, что АО "Тольяттиазот", имея значительные объемы перевалки, стратегически очень нуждается в терминале на Черном море. Такой терминал окажет неоценимую услугу и всей химической промышленности России.

В настоящее время 2,0 млн.т/год аммиака с предприятия ОАО "Тольяттиазот" идет на экспорт по аммиакопроводу "Тольятти- Одесса". В связи с тем, что начиная с 1991г. транспортировка по территории Украины характеризуется крайней нестабильностью, ОАО "Тольяттиазот" вынуждено искать другой путь его экспорта.

Целью реализации инвестиционного строительного проекта является экспорт жидкого аммиака из Тольятти, минуя Украину, с максимальным использованием потенциальных возможностей аммиакопровода Тольятти-Одесса (до Россоши Воронежской области), далее железнодорожным транспортом через Ростовскую область на проектируемые порт и перевалочный комплекс в Темркжском районе Краснодарского края.

В данном районе потребуется строительство новой железнодорожной ветки протяженностью 40 км и реконструкция существующей железной дороги с целью интенсификации режима ее работы.

Перевалочный комплекс включает системы приема и хранения аммиака, подводный аммиакопровод, островной причал и портовые сооружения.

От администрации Темрюкского района получено Постановление #1890 от 30.10.97г. о предварительном согласовании места размещения порта и перевалочного комплекса в р-не м. Железный Рог. Площадка имеет удобное расположение, поскольку удалена от жилых массивов и объектов соцкультбыта на 1,0-1,2 км, что удовлетворяет требованиям санитарно-защитной зоны.

Аналогичные сооружения по перевалке аммиака работают в течение более 15 лет в портах бывшего СССР - Одессе (объем перевалки аммиака 2,52 млн.т/год) и Вентспилсе (1,0 млн.т/год).

Порт и перевалочный комплекс перегрузки аммиака в Темрюкском районе предусматривается мощностью 2,2 млн.т аммиака в год.

Ситуационный план транспортной системы представлен на Схеме 1.

Следует отметить, что в ТЭО проекта рассматривается также вариант транспортировки аммиака от ст. Вышестеблиевская подземным трубопроводом до причальных сооружений.

Предварительный анализ территории выявил три возможные площадки: в р-не м.Железный Рог(1), в р-не м.Тузла(2) и на Таманском заливе (3-4км западнее Тамани)(3). Комплексный анализ указанных площадок, проведенный в рамках разработки настоящей Декларации, дал следующие результаты:

Площадка 2 (м.Тузла) требует строительства морского канала протяженностью ок. 10км и согласования на межправительственном уровне условий судоходства в Керченском проливе. Помимо этого, b{qnjhe отметки берега (17 - 20м над урезом) требуют большого объема земляных работ. Отсутствие детальных исследований в этом районе не позволяет сделать корректное заключение об экологической безопасности проекта.

Площадка 3 (Таманский зал.) также требует строительства морского канала (ок. 15 км) с объемом дноуглубительных работ более 60 млн.м3. На прилегающей акватории расположен заказник, хотя и закрытый в 1995г., но с возможным продлением срока его действия. Кроме того, нельзя исключить вероятность снижения рыбохозяйственного потенциала Таманского залива в результате интенсификации судоходства.

Таким образом, в качестве основного варианта предлагается площадка 1 (м.Железный Рог), подробный анализ которой приведен в Декларации.

Общее положение проектируемой транспортной системы представлено на Схеме 2 (см. след.стр.)


Схема 2

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Технологическим процессом на площадке предусмотрены прием, безопасное хранение и отгрузка аммиака в морские суда. Для выполнения процесса требуются следующие сооружения:

Технологический процесс приема жидкого аммиака из ж/д цистерн, безопасное хранение и отгрузка в танкеры запроектированы с применением прогрессивной техноглогии и оборудования. Соблюдение норм технологического режима по давлению, расходу жидкого аммиака, метанола, уровню в емкостях, температуре, герметизации оборудования и коммуникаций исключает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Поэтому реализация инвестиционного проекта не окажет существенного воздействия на окружающую среду.

Технологический процесс предусматривает следующие операции:

Оборудование и трубопроводы при нормальном техническом режиме выбросов газообразного аммиака не имеют. Периодические выбросы газов с содержанием аммиака, имеющие место при пуске-наладке и остановке оборудования не ремонт, выбросы газообразного аммиака от предохранительных клапанов направляются на факел для сжигания. Сброс сточных вод с содержанием вредных примесей отсутствует.

Список технологического оборудования приводится в Приложении.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСУРСАМИ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Согласно технологии приема, хранения и перегрузки аммиака объект является энергоемким, в связи с использованием компрессорного оборудования цикла охлаждения мощностью более 5000 л.с, напряжением 6000В. В районе размещения объекта отсутствует источник получения электроэнергии, но имеется природный газ, который принят как источник для получения электроэнергии.

Энергоемкое оборудование выбрано с газотурбинными двигателями. Для обеспечения электропотребителей напряжением 0,4кВ предусмотрена индивидуальная электрическая станция с газоэлектрогенераторами мощностью 5 500кВт.

Для обеспечения потребности в тепле предусмотрено строительство котельной. Общая теплопроизводительность котельной составит 4,0 Гкал/ч. В качестве топлива используется природный газ.

Источником водоснабжения является реконструируемый узел водоснабжения в районе п.г.т. Тамань.

Потребность в ресурсах приведена в таблице 1.

Наименование Ед. измер. Расход в час Расход в год
1. Природный газ (на выработку выработку электроэнергии и теллоэнергии) Тыс.м3 8,0 67200,0
2. Водопотребление всего: м3 25,4 36175,0
   в т.ч.
  • технологические нужды
  • м3 14,0 28050,0
  • хоз-питьевое водоснабжение
  • м3 7,9 6900,0
  • горячее водоснабжение
  • м3 3,5 1225,0
  • пожаротушение
  • м3 90,0 270,0
    3. Канализация:
  • производственны стоки
  • м3 17,5 29275,0
  • хозфекальные стоки
  • м3 7,9 6900,0

    Место размещения объекта

    Место для размещения порта и перевалочного комплекса определялось исходя из условий близости ж/д путей, возможности размещения вблизи побережья, глубин моря для загрузки танкеров (требуемая глубина моря для танкеров грузоподъемностью до 15 тыс.т - не менее 10 м; до 35 тыс.т - не менее 15м), а также с учетом гигиенических требований воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

    4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И УСЛОВИЙ ПЕРЕВАЛКИ АММИАКА НА ТЕРРИТОРИИ

    4.1. Климат и состояние атмосферы

    Климат полуострова приморско-степной, умеренно-континентальный. Среднегодовая температура +11C, максимальная температура - 42С, минимальная - ЗОС. Годовая сумма осадков - 330-340 мм.

    Лед появляется не ежегодно, обычно с конца ноября по март. Плавучий лед отмечается в 81% зим. Наибольшая наблюдаемая толщина ровного припая равна 29 см.

    Среди метеорологических условий, способствующих рассеиванию в атмосфере загрязняющих веществ, следует отметить относительно высокие средние скорости ветра - от 4,7 м/с в июне-июле до 6,4 м/с в феврале-марте. Преобладающими направлениями ветра в году являются СВ, ЮЗ, В и Ю.

    К неблагоприятным погодным явлениям, ухудшающим условия рассеивания примесей в атмосфере можно отнести высокую повторяемость туманов. Туманы отмечаются в основном с ноября по апрель при повторяемости 10%. Продолжительность туманов за год - 150-200 часов.

    По данным Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, фоновые концентрации основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на Таманском полуострове составляют:

    пыль (завешенныевещества) -0,1 мг/м3;
    диоксид серы - 0,01 мг/м3;
    оксид углерода- 0,4 мг/м3;
    диоксид азота - 0,004 мг/м3.

    Климатические условия района, характеризуемые результатами многолетних наблюдений на метеостанциях г. Темрюк и ст.Тамань и метеопостах ст. Вышестеблиевская и Старотитаровская, в целом не препятствуют строительству и эксплуатации пункта перевалки.

    Предварительные расчеты рассеивания в атмосфере выбросов загрязняющих веществ по методике ОНД-86 с использованием программы УПРЗА "Эколог", версия 2.0 показали, что при нормальных условиях эксплуатации объектов перевалки аммиака зоны влияния выбросов загрязняющих зеществ всеми источниками выбросов не превысят размеров соответствующих объектам санитарно-защитных зон.

    4.2. Геология, геоморфология

    Район относится к числу территорий со сравнительно недавними тектоническими проявлениями. В настоящее время сохраняется, хотя и слабая, тектоническая активность в виде незначительных (от 0,5 до 3 мм/год) локальных поднятий и опусканий структурных блоков, ограниченных древними разломами. Об этом также свидетельствует деятельность грязевых вулканов: на полуострове их более 30, часть из которых действующие, часть потухшие.

    Согласно временной схеме сейсмического районирования территории Северного Кавказа, которой в настоящее время руководствуется Госстрой РФ, весь рассматриваемый регион входит в восьмибалльную зону. Его западная часть (Керченско-Таманский пояс) в который входит и район предполагаемого строительства, включена в состав зоны 82 ,что подразумевает возможность одного восьмибалльного землетрясения в тысячу лет (вероятность 0,001 в год). Геологическое строение Таманского полуострова относительно простое. Он сложен мощной толщей осадочных пород неогенового возраста, перекрытых тонким чехлом четвертичных отложений. Коренные породы залегают моноклинально, постепенно погружаясь в направлении с востока - северо-востока на запад - юго-запад, т.е. от суши к морю. Общая мощность четвертичного покрова колеблется от 2-2,5 м на возвышенных участках западной оконечности полуострова до 11-15 м в понижениях рельефа восточной части.

    Средне-четвертичные лессовидные глины, суглинки и супеси, которые выходят на поверхность к северу и к югу от грядовой возвышенности, протянувшейся вдоль центральной части полуострова, обладают просадочными свойствами. Однако просадки в этих отложениях формируются лишь под действием нагрузок, а под влиянием собственной тяжести просадки практически не образуются.

    Карстовые явления отсутствуют.

    Дно акватории Черного моря практически с поверхности сложено коренными породами - темно-серыми сланцевыми глинами полутвердой и твердой консистенции, в которых встречаются линзы и прослои песков от нескольких сантиметров до 5 метров, прикрытые повсеместно тонким слоем четвертичных морских отложений, представленных разнозернистыми песками с включением ракуши, в кровле - со щебнем, отдельными валунами.

    Рельеф Таманского полуострова преимущественно равнинный, осложненный холмами и грядами, которые вытянуты в направлении с запада - юго-запада на восток - северо-восток. Современные эрозионные процессы носят ограниченный характер из-за засушливости климата и относительного глубокого залегания подземных вод. На отдельных участках морских берегов сформировались отличные песчаные и ракушечные пляжи, представляющие значительную рекреационную ценность. Береговая линия, приуроченная к грядам и повышениям, частично подвержена абразионно-ополэневым и осыпным процессам.

    На Таманском полуострове отмечаются выходы нефти и горючих газов, имеются сведения о наличии железной руды, поваренной соли и некоторых других полезных ископаемых. Однако, их добыча не производится ввиду нерентабельности. Исключение составляет промышленная добыча строительного камня, песка и ракушечника.

    В целом геологическое и геоморфологическое строение территории не может послужить причиной негативных экологических последствий при строительстве объекта. С целью учета сейсмо-тектонической и геолого-геоморфологической специфики территории при проектировании и в процессе строительства будут соблюдены нормы строительства в районах умеренной сейсмичности, а также предусмотрены мероприятия, opednrbp`y`~yhe негативное воздействие на объект абразивных процессов и возможных просадок грунта.

    4.3. Гидрографические и гидрогеологические условия.

    Отличительная черта гидрографической сети Таманского полуострова - наличие большого числа лиманов, естественных и искусственных гирл (яриков) р.Кубани.

    Основными водоносными комплексами Таманского полуострова служат песчаные отложения плиоценового возраста. В кровле горизонта почти повсеместно залегает толща слабопроницаемых песчанистых красно-бурых глин. Фильтрационные свойства пород водоносного горизонта изменяются в широких пределах в зависимости от литологического состава.

    Пьезометрические уровни подземных вод находятся на глубинах от 2-3 до 42 м. Глубина залегания грунтовых вод 0,1-43 м. Наиболее глубоко грунтовые воды залегают на склонах холмообразных гряд: по мере приближения к лиманам глубина залегания закономерно уменьшается. Минерализация грунтовых вод колеблется в широких пределах, по своему составу эти воды хлоридно-натриевые и, следовательно, они неагрессивны по отношению к бетону нормальной плотности. Питание грунтовых вод происходит, в основном, за счет атмосферных осадков.

    Существенных воздействий планируемого строительства на поверхностные и подземные воды не предполагается. В проекте предусмотрены мероприятия по защите вод от возможного загрязнения при аварийных разливах и утечках аммиака. В частности, хранилище аммиака оборудовано поддоном, объем которого рассчитан на полное разрушение хранилища.

    4.4. Почвенно-геохимическая ситуация.

    Территория, проектируемая под строительство, относится к району слабогумусированных черноземов Таманского полуострова.

    Почвообразующими породами здесь служат лессовидные суглинки, многофазные песчано-глинистые аллювиальные отложения и дочетвертичные соленосные глины. Особенность почв территории определяется ее специфическим положением на границах зон черноземов и каштановых почв, сложностью геологического строения (наличием грязевых вулканов) и историей развития, длительным хозяйственным освоением. В почвенном покрове господствуют слабогумусированные карбонатные черноземы. По мощности гумусовых горизонтов они подразделяются на два вида: мощные и среднемощные. На участках с соленосными глинами и брекчиями грязевых вулканов, с выходами глин в склонах и днищах балок развиты солонцы и солонцеватые черноземы разной степени солончаковости. Неблагоприятные физические свойства этих почв приводят к снижению их плодородия.

    В целом район предполагаемого строительства характеризуется ценными в сельскохозяйственном отношении землями. Некоторая засушливость климата и наличие значительного количества солонцеватых и солончаковых черноземов несколько ухудшает агроклиматическую оценку территории. На рассматриваемой территории не выявлено опасных очагов загрязнения почв тяжелыми металлами и микроэлементами, их содержание близко к уровню кларка литосферы. Слабые техногенные аномалии свинца, серебра, цинка, фосфора и меди отмечаются в окрестностях населенных пунктов; аномалии меди и мышьяка - в ландшафтах виноградников. Но во всех qksw`u степень загрязнения по суммарному показателю характеризуется как допустимая.

    Воздействие конкретной планируемой хозяйственной деятельности на почвенно-геохимическое состояние территории выразится, прежде всего, в изъятии земель. В случае аварийных протечек трубопровода и хранилищ аммиака возможно также загрязнение почв и грунтов.

    Эти обстоятельства будут учтены при выборе альтернативных проектных вариантов и разработке необходимых мероприятий по минимизации возможных негативных воздействий.

    4.5. Растительность.

    Растительность Таманского полуострова характеризуется богатым флористическим составом и, вместе с тем, все усиливающимся влиянием хозяйственной деятельности.

    В настоящее время территория полуострова на 90 % распахана и представляет собой сочетание различных агроценозов, преимущественно - виноградников. Менее существенное влияние на растительность оказывают сенокосы, выпас скота. Вдоль побережий Таманского и Темрюкского заливов, Черного моря значительна рекреационная нагрузка на растительность.

    Более или менее сохранившиеся участки естественной растительности приурочены к рядам гряд и сопок и представлены, главным образом, разнотравно-типчаково-ковыльными степями. Климатические особенности определяют в составе естественных участков господство ксерофитов - растений, способных выживать в условиях недостатка влаги, и мезофитов - обитающих в условиях умеренного увлажнения.

    Основу растительных сообществ составляют дерновинные злаки, в основном многолетние. В юго-западной части полуострова, где планируется размещение пункта перевалки аммиака, преобладают типчаково-ковыльные ассоциации.На восток, в направлении ст.Вышестеблиевской по поднятиям прослеживаются ковыльно-типчаково- полынные степи, на отдельных участках с засоленными почвами формируются луговые солончаки.

    Помимо степных фитоценозов для полуострова, особенно для юго- восточной его части, характерна растительность лиманно-плавневого комплекса. На Таманском полуострове отмечено 11 видов растений, занесенных в Красную книгу бывшего СССР. В соответствии с данными исследований еще 14 видов редких растений нуждаются в охране. В западной части полуострова редкие и охраняемые виды произрастают в балках Граничной и Матросова, в районе Центральной гряды, на горах Комендантской, Чиркова. Кирпина. Баюр. а также на горе Карабетова и кургане Воеводина Могила.

    Планируемая хозяйственная деятельность может оказать влияние на растительность, в первую очередь, за счет отторжения земель и нарушения почвенно-растительного покрова, а также за счет выпадения загрязняющих веществ из атмосферы на стадии строительства - в меньшей степени при нормальной эксплуатации, в значительной - при возможных аварийных ситуациях. Опосредованно на растительный покров может оказать влияние загрязнение почв и вод. Здесь следует принимать во внимание, что фитоценозы степного комплекса более устойчивы к загрязнениям, чем лиманно-плавневая растительность. Естественно, что при выборе варианта трассы транспортировки аммиака, будь то трубопровод или железнодорожная ветка, эта трасса будет прокладываться с учетом минимизации возможного воздействия на лиманно-плавневые фитоценоэы.

    Поскольку значительного загрязнения поверхностных и подземных вод не предполагается, то и воздействие пункта перевалки на p`qrhrek|mnqr| полуострова не будет существенным. При размещении трассы подачи и хранилища аммиака будут учтены данные по произрастанию редких и охраняемых видов. В соответствии с предпроектными проработками все хозяйственные объекты предполагается размещать вне пределов участков, на которых отмечены редкие виды растений и, в обязательном случае, вне пределов участков, характеризующихся скоплениями редких видов. Естественно, что на временно отводимых участках предусматривается рекультивация.

    4.6. Животный мир.

    Контрастность ландшафтов Таманского полуострова и соприкосновение чисто наземных, околоводных и водных биотопов определяет многообразие животного мира, а особенности климата - резкие сезонные различия в плотности населения различных участков территории и акватории. Вместе с тем антропогенная освоенность полуострова - сельскохозенность полуострова - сельскохозационная - уже давно привела к соответствующим изменениям биоценозов на большей части территории.

    Незначительная площадь сохранившихся естественных участков растительности закономерно связана с низким разнообразием и численностью крупных млекопитающих, среди которых отмечены лишь заяц-русак, лисица и енотовидная собака, более широко распространены и многочисленны, особенно в агроценозах, различные мелкие грызуны. Серая крыса также очень многочисленна по берегам лиманов.

    Амфибии района представлены тремя видами, учета численности которых в последние годы не проводилось. Более разнообразны рептилии - 7 видов. Среди них наиболее многочисленны и обычны прыткая ящерица и водяной уж. В целом разнообразие фауны амфибий и рептилий постепенно сокращается из-за антропогенного воздействия.

    Наиболее разнообразна и обильна фауна птиц, представленная почти 160 видами. Соответственно значительной ппощади акваторий района особенно широко представлены водоплавающие и околоводные птицы. Общая численность гнездящихся на полуострове птиц оценивается примерно в тысячу пар. В период летнего откорма и перелетных миграций численность птиц резко возрастает. Особо крупные скопления образуются на Кизилташских лиманах. Значительного числа достигает также численность зимующих птиц. Отдельные компоненты популяций, в особенности гнездовые колонии, уязвимы - на них негативно отражается, в основном, рекреационное воздействие.

    Очень богата (десятки тысяч видов) фауна беспозвоночных животных района, в особенности - насекомых.

    На Таманском полуострове отмечается значительное число редких и охраняемых видов животных как среди позвоночных (птицы, рептилии), так и среди беспозвоночных. Редкие виды безусловно приурочены в местообитании к ненарушенным естественным участкам степной растительности, лиманам и плавням.

    Любая планируемая на Таманском полуострове хозяйственная деятельность может оказать негативное воздействие на фауну в той степени, а какой она будет затрагивать естественные биотопы животных. В соответствии с предпроектными решениями размещение трассы транспорта аммиака и пункта перевалки предполагается вдали от плотно населенных биотопов и местообитаний охраняемых видов животных. За отсутствием выраженных сезонных миграций наземных животных на Таманском полуострове ни проектируемая железнодорожная ветка, ни трубопровод не нарушат жизненные циклаы видов и не повлекут снижения их численности.

    На стадии строительства естественна деградация почвенных биоценозов на строительных площадках, следует ожидать и некоторого беспокойства фауны в непосредственной близости к строящимся объектам. Однако, после прекращения строительных работ и рекультивации территории животные, представленные в исследуемом районе в основном приуроченными к местам обитания человека синантропными видами, вернутся в привычные места обитания.

    5. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕРНОГО МОРЯ И УСЛОВИЙ ПЕРЕВАЛКИ АММИАКА НА АКВАТОРИИ

    5.1. Ветровое волнение

    Наибольшую повторяемость в году имеют волны ЮЗ и Ю направлений, а по высоте -до 0,75 м. Повторяемость высот волн в интервале 1,3 - 2 м составляет 4,16 - 5,45 %. Один раз в 100 лет высота волны может достичь 16м.

    В среднем по погодным условиям 146 дней в году неблагоприятны для проведения грузовых операций. В то же время, в связи с малыми уклонами дна высокие волны разрушаются задолго до подхода к терминальным сооружениям. Вблизи берега высота волн не превышает 1,5-2,0 м.

    Условия волнения будут учтены при проектировании и строительстве причальных сооружений в целях обеспечения максимальной безопасности проведения грузовых операций.

    5.2. Течения.

    В Керченском проливе и предпроливье наблюдается переменный режим течений. Почти в 55 % случаев течения направлены из Азовского моря, а в 44% - из Черного. На расстоянии 3,7 км от берега циркулирует постоянная ветвь течения со скоростью 0,3 - 0,5 м/с.

    Гидродинамический режим акватории в районе строительстве формируется под влиянием сильных суточных течений. Эти течения генерируются при резонансном взаимодействии собственных приливных колебаний акватории с шельфовыми волнами.

    Сильные приливные течения (более 1 м/с), связанные с влиянием шельфовых волн, формируют в прибрежной зоне вблизи предполагаемого района размещения терминала (м. Железный Рог) квазистационарные циклонические вихри с масштабами, близкими к 20 км.

    Гидродинамический режим акватории обуславливает загрязнение вод на стадии строительства при выемке грунта и на стадии эксплуатации (в случае аварийных повреждений подводного трубопровода и аварий судов). В связи с этим в процессе оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности будут построены модели возможного распространения загрязнения и оценены их последствия. Материалами проекта предусматриваются технические мероприятия, уменьшающие вероятность загрязнения акватории до допустимых величин.

    5.3. Морфология, динамика берегов, наносов, деформация дна

    От м. Тузла до оз. Соленое тянется непрерывная полоса абразионного берега. Ряд выступов берега связан с выходами мшанковых сарматских рифов (мысы Тузла, Панагия, Железный Рог. Высота абразионного обрыва между м. Панагия и м. Железный Рог варьирует от 30 до 60 м. Обрыв сложен суглинистым материалом, легко размываемым волнами.

    Подводный береговой склон участка представляет собой обширную абразионную террасу едва прикрытую песчаными наносами. Уклоны дна составляют здесь 0,02 - 0,03. На участках, свободных от наносов, уклоны еще меньше. Пляжи распространены в вогнутостях берега и имеют ширину не более 20 м. По многолетним (50 лет) данным скорость абразии на участке к западу от оз. Соленое составляет 0,5 - 0,7 м в год. Из современных процессов, развитых в районе, следует отметить широкое распространение обвально-оползневых явлений на обрывах, которые придают им весьма нестабильный характер.

    Участок м. Панагия - м. Железный рог является источником песчаного материала, который в зависимости от направления волны идет как на северо-запад в сторону м. Тузла, так и в сторону Анапской пересыпи. Деформации дна в прибрежной зоне незначительны (до одного метра) из-за малой мощности наносов.

    Морфология и динамика наносов осложняет строительство в исследуемом районе, но современные технологии, предусмотренные а проекте, позволяют обеспечить безопасность всех береговых сооружений при минимизации их возможного негативного влияния на берега и динамику наносов.

    5.4. Гидрохимические условия и загрязнение морских вод и грунтов

    Морская вода района агрессивна по содержанию хлоридов и по содержанию сульфатов. Гидрохимические показатели: рН = 8,1 - 8,5; щелочность 3,33 мг- экв/л; содержание О2 - 10 мг/л; НУ - 0.13 мг/л; СПАВ - 50 мкг/л; NH4 - 5 мкг/л; фосфаты -13 мкг/л; нитриты - 8 мкг/л. Концентрация нефтяных углеводородов в воде - до 2-х ПДК.

    По данным начала 1990 гг. жиры в рыхлых грунтах составляли величины, характерные для участка Тамань-Новороссийск. Содержание тяжелых металлов в грунтах было близко к ПДК.

    В последние годы отмечается явная тенденция к снижению загрязнения прибрежных вод и самоочищения грунтов.

    Планируемая деятельность может оказать негативное влияние на состояние загрязнения вод на стадии строительства при дноуглубительных работах в акватории порто-пункта, при рытье траншеи для подводного аммиакопррвода и при забивке свай. Объемы загрязнения и скорость самоочищения вод оценивается в ОВОС. Загрязнение можно считать незначительным в соответствии с незначительными объемами выемки грунта.

    Попадание в морские воды фекальных и льяльных вод в процессе эксплуатации пункта перевалки исключается за счет приема этих вод специально оборудованным судном со всех остальных судов.

    5.5. Состояние биоты Черного моря в районе терминала

    Район предполагаемого размещения портовых сооружений между мысами Панагия и Железный Рог является одним из высокопродуктивных участков Черного моря. Относительно высокий для Черного моря уровень первичной продукции (фитопланктон) и продукция кормового зоопланктона обеспечивает нагул летненерестующих промысловых рыб и их молоди. По уровню развития бентоса зона предполагаемого строительства является типичной для прибрежной зоны Черного моря.

    Здесь ежегодно совершают кормовые, нерестовые и зимовальные миграции такие промысловые виды рыб, как азовская и черноморская хамса, шпрот, кефали, сельди, барабуля. Из беспозвоночных обитают lhdh, креветка. Общая рыбопродуктивность Черноморского прибрежья Тамани по данным начала 90-х гг. составляла около 1 т/га при коэффициенте интенсивности промысла 10%. Основу рыбородуктивности составили хамса - 36%, тюлька -50%, атерина - 10%, барабуля - 2%, бычки - 1%, кефали - 1%. Лов осетровых здесь запрещен.

    Район предполагаемого размещения портовых сооружений достаточно подробно изучен, в частности, съемками 1992 г. Дополнительно здесь планируется провести натурные обследования в процессе разработки ОВОС.

    На стадии строительства морских сооружений и закладки аммиакопровода морским гидробиоценозам может быть нанесен локальный ущерб за счет отторжения акватории под порто-пункт. Однако, в проекте предусматриваются компенсационные мероприятия по созданию искусственных рифов, полностью возмещающие возможный ущерб.

    Незначительные объемы дноуглубления на стадии строительства предполагают, соответственно, незначительное влияние строительных работ на гидробиоценозы. В целях минимизации этого влияния дноуглубительные работы предполагается не проводить в сезоны массового размножения бентоса и миграций морских рыб.

    Отсутствие значительных по длине и площади монолитных сооружений позволяет предполагать, что проектируемые объекты на стадии строительства и в условиях нормальной эксплуатации не окажут существенного влияния на миграции морских животных.

    6. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ВЛИЯНИЯ НА НЕЕ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    6.1. Население и хозяйственная характеристика района

    Проектируемые объекты пункта перевалки намечаются к размещению в Темрюкском районе Краснодарского края.

    Численность населения Темрюкского района составляла на 1 января 1996 г. 117,1 тыс.чел., из которых более 70% - сельское население. При этом в течение последних двадцати лет наблюдался небольшой устойчивый прирост населения за счет притока мигрантов. Население проживает в 39 населенных пунктах, среди которых только одно городское поселение - г.Темрюк.

    Непосредственно в зоне предполагаемого строительства объекта на Таманском полуострове расположено 11 населенных пунктов, в которых проживает около 30 тыс.чел. Большинство населенных пунктов имеет относительно стабильную численность постоянного населения, исключением является ст.Тамань, увеличение числа жителей которой происходит за счет возвращения крымско-татарского населения из республик Средней Азии.

    Демографическая структура населения характеризуется невысокой рождаемостью и повышенной смертностью, что обусловлено тяжелым положением здравоохранения в регионе: в критическом положении материально-техническая база, сокращается количество врачей и среднего медицинского персонала, крайне нехватает медикаментов. Санитарно-гигиеническая обстановка в районе в целом удовлетворительная.

    Основной отраслью специализации хозяйственного комплекса района является сельское хозяйство, а в его составе - виноградарство. Животноводство и зерноводство имеют подчиненное значение и ориентированы на удовлетворение потребностей местного населения. Okny`d| сельхозугодий составляет более 30% сельхозугодий района. Сельскохозяйственная освоенность зоны приближается к 80%.

    Промышленность в зоне предполагаемого строительства объекта представлена несколькими предприятиями, включающими винзаводы, комбинат формовочных материалов, швейную фабрику. Все предприятия зоны ориентированы преимущественно на обслуживание районных и краевых потребностей в соответствующей продукции. Вместе с тем, местные предприятия не могут полностью удовлетворить спрос различных слоев населения в рабочих местах.

    Транспортная сеть в районе развита недостаточно. По грузообороту Темрюкский район занимает 12-ое место в Краснодарском крае. Уровень развития сферы обслуживания значительно отстает от нормативных показателей обеспеченности населения различными видами услуг. Низкий уровень инженерной инфраструктуры в Темркжском районе и зоне предполагаемого строительства объекта является сдерживающим фактором дальнейшего социально-экономического развития рассматриваемой территории.

    На основе вышеизложенного можно предположить, что планируемое строительство объектов перевалки аммиака могло бы привести к позитивным сдвигам в регионе, включающим создание новых рабочих мест, развитие инженерно-транспортной сети, получение дополнительного источника финансовых поступлений в местный бюджет и, как следствие, улучшению качества здравоохранения, обеспеченности жильем и улучшению бытового обслуживания населения.

    6.2. Альтернативное курортно-бальнеологическое использования района.

    Климатические особенности Таманского полуострова, включающие целебный климат, состав и качество приморских пляжей, лечебных грязей и минеральных вод и их значительные запасы, позволяют рекомендовать использование полуострова в качестве курорта, что, в определенной степени, является альтернативой промышленного использования.

    Слагаемыми социально-экономического эффекта от использования природных курортно-бальнеологических ресурсов могли бы явиться частные эффекты от оздоровления населения с помощью этих ресурсов, от торговой реализации минеральных вод и лечебных грязей, туризма и т.д.

    Однако, курортный потенциал района предполагаемого строительства объектов используется в настоящее время примерно на 10%. Его развитие возможно только при условии создания полноценной инженерной и транспортной инфраструктуры, чему препятствует дефицит местного бюджета. К тому же, конкретный район предполагаемого размещения прибрежных объектов пункта перевалки аммиака между мысами Панагия и Железный Рог не соответствует нормам, предъявляемым к курортным зонам ни по ширине, ни по состоянию пляжной полосы.

    В этой связи предполагаемое строительство пункта перевалки аммиака не вступает в противоречие с планами развития региона. Поскольку промышленное развитие будет сопровождаться коренным улучшением региональной инфраструктуры и значительным увеличением доходной части бюджета, при соблюдении мер охраны окружающей среды и здоровья населения оно позволит начать работы и по развитию курортов и по оборудованию пляжей как восточнее пункта перевалки, в Анапской курортной зоне, так и в других районах.

    На стадии ТЭО проекта при разработке ОВОС предполагается провести более подробную оценку возможности промышленного освоения района, и его курортного освоения.

    6.3. Охраняемые территории, памятники природы и архитектуры.

    Особо охраняемые территории на Таманском полуострове приурочены к побережью и акватории Таманского залива, части Запорожского залива и косе Чушка, где расположен Тамано- Запорожский государственный заказник краевого значения.

    Восточнее оз.Соленое на побережье Черного моря расположена санитарная курортная Анапская зона.

    До стадии многочисленны и разнообразны на полуострове памятники природы, имеющие рекреационное и социально-эстетическое значение. Они представлены грязевыми вулканами, среди которых наиболее ценными являются Ахтаниэовская сопка, горы Миска и Карабетова, а также обнажения горных пород в районе мысов Тузла, Панагия и Железный Рог. К ценным природным объектам в связи с почти стопроцентной антропогенной освоенностью территории полуострова следует отнести и несколько участков сохранившейся естественной растительности - холм Дубовый Рынок, горы Костенкова, Карабетова, Комендантскую.

    Богатая история и культура Таманского полуострова определяет наличие здесь зон археологических раскопок и огромное число (около 200) памятников архитектуры. Наиболее значительными из них являются древние городища как античного, так и послеантичного периодов. Наиболее обширные зоны раскопок и скопления памятников архитектуры приурочены к северу - северо-востоку полуострова, небольшие - к его юго-восточной части.

    В соответствии с проектными данными планируемая хозяйственная деятельность не затронет непосредственно памятники природы и архитектуры и не окажет на них негативного воздействия. Учитывая ценность полуострова в природном и историко-культурном отношении, предусматривается, что строительство объектов пункта перевалки аммиака будет осуществляться при непосредственном контроле местных специалистов по охране окружающей природной среды и ученых- археологов.

    7. ОСНОВНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

    7.1. Промышленная застройка

    Комплекс зданий и сооружений порта и перевалочного комплекса соответствует технологическим особенностям приема, хранения и перегрузки аммиака, метанола в танкеры и карбамида в сухогрузы.

    Основные здания и сооружения комплекса выполнены в легких стальных конструкциях, наружные ограждения - из 3-х слойных стальных панелей типа "сэндвич".

    Фундаменты под стальные и ж/бетонные каркасы зданий и сооружений предусматриваются из монолитного ж/бетона.

    Конструкции зданий и сооружений рассчитаны на сейсмическое воздействие в 8 баллов.

    7.2. Железнодорожная ветка

    Предлагаемый вариант трассы начинается от оси ст. Вышестеблиевская пк 956+45,70/нк 0 и идет слева по ходу километража вторым путем в направлении на ст. Тамань до нк 73, где отходит влево и идет по самостоятельной трассе. На пк 5433 трасса пересекает азтомобильную дорогу Вышестеблиевская -Тамань, где предусматривается устройство охраняемого железнодорожного переезда.

    Далее трасса огибает посадки виноградника (что вызвало увеличении выемки на км 10) на участке от пк 98 до пк 145 и идет в коридоре между виноградником и водоводом.

    После виноградников трасса поворачивает направо обходит овце- товарную ферму и птице-товарную ферму и идет параллельно автомобильной дороге на Тамань, где пересекает на км 18 балку Хреева и км 22 балку Лисовицкого. На км 24 трасса поворачивает налево в обход г. Тамань и уложена из расчета вписывания в рельеф местности огибая горы Круглая Карабетовка, Раскованная, урочище Чеботаревка Могила. Далее идет в направлении на курган Воеводина Могила, где поворачивает направо в обход виноградника и горы Костенкова в направлении на поселок Волна, который обходит севернее (между поселком и виноградником) и выходит на станцию Волна площадка #1, пересекая балки: Глубокая - км 26 и Куцая - км 39.

    На 28 и 38 километрах устраиваются охраняемые железнодорожные переезды через профилированные автодороги на Тамань.

    Основные характеристики предлагаемого варианта трассы приведены в таблице 3.

    Таблица 3 Показатели плана и профиля новой ж.д.линии ст. Вышестеблиевская - ст. Волна
    Показатель Характеристика
    1. Категория норм проектирования III
    2. Эксплуатационная длина, км 40
    3. Строительная длина, км 41,7
    4. Руководящий уклон 12.5
    5. Сумма преодолеваемых высот:
  • туда, м
  • 120,10
  • обратно, м
  • 115,61
    6. Серия локомотивов 13-3
    7. Весовая норма грузовых поездов, т 2600
    8. Полезная длина приемо отправочных путей, м 850
    9.Объем земляных работ на 1 км строительной длины, тыс.мЗ 22,8
    10. Всего профильный объем, тыс.мЗ 951,1
    В том числе:насыпи 453,8
    выемки 497.3
    В том числе второй путь: тыс.мЗ 43,0
  • насыпи
  • 29,0
  • выемки
  • 14,0
    11. Количество раздельных пунктов, шт 2
    12. Количество искусственных сооружений, шт 54
  • В том числе : труб (лотков)
  • 47(2)
  • мостов
  • 7
    13. Количество переходов, шт. 22
  • В т.ч. охраняемых. шт.
  • 4

    7.3. Гидротехнические сооружения В соответствии с Заданием на разработку технических предложений, утвержденным Заказчиком - АО "Тольяттиазот", рассмотрены четыре варианта конструкции гидротехнической части причала для отгрузки жидкого аммиака:

    Во всех случаях гидротехническое сооружение (причал) расположен на открытой акватории без оградительных сооружений.

    Для судов портофлота и служебно- вспомогательного назначения предусмотрена специальная гавань с оградительными сооружениями и причалами.

    Краткая характеристика гидротехнических решений по вариантам причалов и гавани судов портофлота приводится ниже.

    Одноточечная система SBM

    Причал представляет собой круглый буй -для газовоза водоизмещением 50000 тонн его диаметр равен 12,5м, установленный при помощи шести цепей с пригрузочными массивами и закрепленный обычными металлическими якорями к морскому дну.

    Металлический буй, указанного выше диаметра, высотой 3,75м, вес корпуса 80,0тонн, водоизмещение порядка 450,0 тонн.

    Якорные цепи калибра 70мм, длиной 150,0м каждая.

    Пригруэочные массивы - бетонные, массой 6,0 тонн каждый.

    Якоря металлические типа "Холла", массой 10,0 тонн каждый. Швартовное оборудование причала состоит из двух швартовных троссов и податочных канатов со всеми принадлежащими к ним деталями.

    Жидкий аммиак подведен к месту установки причала двумя подводными гибкими трубопроводами, уложенными по дну, от концов трубопроводов к причалу идут два гибких подводных шланга длиной 20,0м каждый; от причала к борту судна идут два плавуче- погруженных гибких шланга длиной 150,0м каждый.

    Плавучие одноточечные причалы и их технологическое оборудование в РФ не изготавливаются и их необходимо приобретать за рубежом.

    Платформа и якорные буи.

    Причал состоит из технологической платформы в виде эстакады на металлических сваях-трубах с железобетонным верхним строением и четырех швартовных бочек.

    Жидкий аммиак подведен к платформе двумя подводными гибкими трубопроводами, а все технологическое оборудование размещено на ней.

    Сваи-трубы диаметром 1220x14 мм забиты с шагом 7,5x7,5 м. Длина свай - 40,0 м.

    Сборно-монолитное пролетное строение размерами в плане 40,0x40,0 м состоит из монолитных железобетонных ригелей и сборных плит, омоноличенных с ними.

    Технологическая платформа не воспринимает горизонтальных нагрузок от навала газовоза.

    Четыре швартовных бочки объемом 15.0 м^ каждая снабжены цепями калибра 70 мм, прифузочными массивами масой 6,0 т и железобетонными якорями массой 45,0 т каждый.

    Островной причал

    Причал состоит из технологической платформы, описание которой приведено выше, четырех отбойных и четырех швартовных палов.

    Отбойные палы между собой и технологической платформой соединены металлическими пешеходными мостиками.

    Каждый отбойный пал состоит из пяти наклонных свай-труб диаметром 1220x14 мм и монолитного оголовка.

    Каждый швартовный пал состоит из четырех наклонных свай-труб диаметром 1220x14 мм и-монолитного железобетонного оголовка.

    Палы оборудуются откидными швартовными гаками, а на отбойных палах навешиваются резиновые амортизаторы.

    Стационарный причал

    Причал состоит из технологической платформы, отбойных и швартовных палов, описание которых приведено выше.

    Швартовные палы несколько иначе расположены в плане и соединены с технологической платформой и подходной эстакадой металлическими пешеходными мостиками.

    Подходная эстакада на сваях-диаметром 1220x14 мм. Шаг опор - 20,0 м; в каждой опоре по две вертикальных сваи. Через каждые пять пролетов эстакады расположены пространственные опоры на четырех наклонных сваях.

    Ригели опор из монолитного железобетона.

    Пролетные строения в виде металлических ферм с проезжей частью и тротуарами в виде плит из сборного железобетона.

    Жидкий аммиак подведен к технологической платформе трубопроводами, уложенными по подходной эстакаде.

    Гавань для судов портофлота.

    Гавань для судов портофлота имеет следующие гидротехнические сооружения:

    Оградительное сооружение располагается на глубинах от 0,0 до 6,5 м. На стадии технических предложений рассмотрен один вариант конструкции оградительного сооружения в виде наброски сортированного камня различной крупности с креплением внешнего откоса тетраподами.

    Ядро мола отсыпается камнем массой 15-100 кг, который защищен камнем массой 150-300 кг и 500-600. кг. С внешней стороны мол и его голова . защищены двумя слоями тетраподов массой 3,0 т. Крутизна откосов -1:1,5. Причалы для судов портофлота представляют собой конструкцию в виде "больверка".

    Лицевая и анкерные стенки из шпунта типа Ларсен, Л5 из стали марки СтЗсп. Длина шпунта лицевой стенки -13,0 м; анкерной - 3,5 м.

    Анкерные тяги устанавливаются с шагом 1,68 м. Диаметр тяг - 60 мм, сталь марки СтЗпс.

    По верху стенки устраивается монолитная железо'бетонная надстройка с облицовочными плитами из сборного железобетона.

    Причал оборудуется швартовными тумбами на усилие 40,0 т отбойными устройствами из резиновых труб диаметром 400 мм, длиной 2,0 м и колесоотбойным брусом.

    Берегоукрепление территории - в виде наброски камня массой 150 кг с толщиной слоя 2,0 м по откосу вновь образуемой территории с крутизной 1:2.

    8. КАДРЫ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Численность промышленно-производстзенного персонала определена согласно технологическим нормам проектирования, компоновки оборудования, режиму работы предприятия. Потребность предприятия в работающих приведена в табл.2.

    Таблица 2. рабочие:
    Наименование категорий работающих Количество, чел
    Промышленно-производственный персонал
    основные рабочие 93
    вспомогательные рабочие 50
    Итого рабочих 143
    ИТР, служащие 21
    Итого ППП 164
    Персонал 42
    Всего работающих 206

    Обеспечение кадрами объекта осуществляется за счет оргнабора и привлечения местной рабочей силы.

    9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Сценарии аварийных ситуаций и анализ рисков

    Предварительный анализ возможных аварийных ситуаций проведен в настоящем разделе в соответствии с требованиями СП 11-101-95 для пункта хранения и перевалки аммиака.

    Согласно ГОСТ 22.0.002-86 аммиак относится к сильнодействующим ядовитым веществам и обладает удушающим нейтронным действием. Поскольку аммиак является веществом, наиболее широко и в значительных количествах обращающимся в производствах, зарегистрированы статистически достоверные случаи аварий, связанные с временной потерей трудоспособности и даже гибелью людей.

    Прогнозирование аварийной химической обстановки в случае планируемой деятельности должно осуществляться по максимальной химической опасности в соответствии с требованиями, изложенными в федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997) и "Порядке разработки Декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" (1996). Декларация безопасности будет разработана в процессе подготовки проектной документации.

    В разделе ТЭО "Оценка воздействия на окружающую среду" в качестве возможной гипотетической аварии будет рассмотрен максимальный сценарий полного разрушения изотермического хранилища аммиака и последующего вылива 30.000 т аммиака, а также сценарии крушения поездов, транспортирующих жидкий аммиак и гильотинного разрыва трубопровода. По данным предварительного анализа наибольшую опасность представляет первый тип аварии, как связанный с наибольшим объемом вылива аммиака. При такой аварии количество аммиака, переходящего в первичное облако не превышает обычно 2-5%. Далее следует фаза устойчивого испарения аммиака и образование вторичного облака.

    Оценка глубины (радиуса) зоны возможного поражения аммиаком выполняется по методике прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими веществами при авариях на химически опасных объектах и транспорте. Расчеты по этой методике базируются на пороговой токсодозе при ингаляционном воздействии на организм человека, вызывающей начальные симптомы отравления - раздражение глаз и верхних дыхательных путей, головную боль, головокружение. Радиус зоны поражения аммиаком при образовании первичного и вторичного облака для наиболее вероятных (повторяемость 90% в году) соответствующих метеоусловий - в нейтральной атмосфере или зонах конвективного воздействия - может достигнуть в случае максимальной запроектной аварии нескольких сотен метров. Однако, вероятность такой аварии по предварительным расчетам оценивается как крайне низкая.

    Опасность при других аварийных ситуациях значительно меньше. Так, например, при гильотинном разрушении подземного трубопровода (вероятность 10-4 - 10-5 )зона поражения будет менее 100 м (длина участка между отсечными устройствами 2 км). При дополнительном nrj`ge отсечного устройства (вероятность оценивается около 10-10) - чуть более 100 м. При эксплуатации подводного трубопровода и терминала возможны аварийные утечки аммиака из трубопровода, а также попадания в воду того же аммиака и горюче-смазочных материалов при авариях судов. Предотвращение аварийных утечек из трубопровода будет обеспечено применением некоррозионных пластичных материалов в совокупности с системой организации контроля и автоматического отключения подачи аммиака при падении давления в трубопроводе.

    Безопасность судоходства и предотвращение аварий судов обеспечивается за счет соблюдения правил судоходства и отказа от грузовых операций в неблагоприятные сезоны года.

    Все перечисленное, однако, не исключает незначительной вероятности существенного, хотя и локального загрязнения вод, ущерба гидробиоценозам и рыбному хозяйству при катастрофах, возможных при совокупности форс-мажорных обстоятельств. В связи с этим в процессе ОВОС планируются модельные гидродинамические и гидрохимические исследования для получения фактических подтверждений состояния и возможности загрязнения и самоочищения акватории. Оценка ущерба рыбному хозяйству также будет проведена при разработке ОВОС.

    В целом вся система перевалки аммиака рассчитана на устойчивость к воздействию комплекса наиболее неблагоприятных сочетаний нагрузок, возникающих в процессе строительно-монтажных работ, эксплуатации и нагрузок, вызванных стихийными бедствиями и другими форс-мажорными обстоятельствами.

    Подробный анализ аварийных ситуаций, включая оценки риска аварий и их последствий для различных вариантов размещения сооружений, будет проведен на этапе ТЭО проекта в составе ОВОС дополнительно к Декларации безопасности.

    Основные данные по взрыво- и пожароопасности аммиака даны в Приложении.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ОЦЕНКА ВЗРЫВО-ПОЖАРООПАСНОСТИ АММИАКА

    1. Жидкий аммиак относится к трудно горючим веществам. Теплового излучения горящей аммиачно-воздушной смеси над поверхностью жидкого аммиака, находящегося под атмосферным давлением, недостаточно для поддержания горения.

    Горение прекращается по окончании кипения аммиака. При истечении жидкого аммиака под давлением в атмосферу образуется аэрозоль из аммиака и сконденсировавшейся из воздуха воды, который не загорается от источника огня.

    2. При вытекании струи газообразного аммиака происходит смешение его с воздухом в широком интервале концентрации, отличных от стехиометрии, поэтому выделяющегося при сгорании количества тепла недостаточно для поддержания устойчивого горения. Для обеспечения горения (сжигания) необходимо подать в зону пламени более калорийное горючее (метан, пропан) в количестве 1.0-20%.

    Газообразный аммиак, хотя и является горючим газом, обладает рядом способностей:

    Таким образом, граничные слои облака представляют смесь воздуха с гидратом окиси аммония и не являются горючими. В этом случае образуется в атмосфере практически аэрозоль амводы, которая относится к категории "Д".

    3. Оборудование, содержащее аммиак, расположено на открытой площадке, т.е. отсутствует замкнутое пространство, в котором возможно образование взрываемой аммиачно-воздушной смеси, в связи с чем достижение концентрационных пределов взрываемости исключается.

    Это подтверждается многолетней практикой эксплуатации изотермических резервуаров в нашей стране и за рубежом, а также методикой определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

    4. По "Американскому национальному стандарту требований - техники безопасности для хранения и перекачки безводного аммиака".

    Аммиак очень трудно поджечь и при нормальных условиях он представляет собой очень стабильное соединение. При экспериментах даже в стандартном кварцевом контейнере аммиачно-воздушная смесь не зажигалась при температуре 849°С.

    Отдел транспортировок США и Береговая охрана США классифицируют аммиак как невоспламеняющийся сжатый газ для транспортировки.

    5. Согласно "Экспериментальным исследованиям свойств аммиака с целью разработки мероприятий по технике безопасности, его хранению вблизи промобъектов наличие открытого пламени на пути движения облака не влечет за собой опасности взрыва или пожара. Опыты показали, что аммиак вопреки теоретическим выводам чрезвычайно трудно воспламеняется на воздухе, даже в пределах 16-25% объема, и поэтому обычно рассматривается как негорючий газ, а с другой стороны, убедили, что на открытом воздухе концентрация аммиака в образовавшихся при утечках аэрозолях очень далеко от нижнего предела взрываемости.

    При попадании аммиака в котлован (обваловку) на расстоянии 1 м от края обваловки содержание аммиака не достигало 6% и уже через 20 минут значительно снижалось (до уровня 100 мг/кг воздуха).

    При разливе аммиака на расстоянии 40 м от обваловки газоанализатор показывал содержание аммиака в воздухе 1,1-1,8%, а на расстоянии 60 м -0,52%.

    6. В мировой практике не зафиксировано ни одного случая взрыва `llh`wmn-воздушных смесей, даже в "замкнутом объеме, за исключением хлопков в производстве слабой азотной кислоты, где процесс ведется на границе нижнего предела взрываемости.

    ОБОСНОВАНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ

    Жидкий аммиак является трудногорючим веществом. В соответствии с ГОСТ 12.1-005-76 аммиак относится к веществам малоопасным (класс опасности 4). Минимальная энергия зажигания аммиака равна 680 Мдж, а теплотворная способность 4450 ккал/кг. Нижний предел взрываемости 15% (10500мг/мЗ) - достаточно высокий и в 1050 раз превышает ощутимое раздражение /100 мг/мЗ, что свидетельствует о наличии резервного времени от начала восприятия до наступления нижнего предела взрываемости или трудновыдерживаемой концентрации аммиака в течение часа (250 мг/мЗ).

    При объемной доле аммиака 1% (7мг/л) наблюдается легкое раздражение влажной кожи, при 2% - заметное раздражение, а 3% через несколько минут могут вызвать ожог с образованием пузырей. Даже в противогазе при объемной доля аммиака 1-2% человеку очень трудно находиться в такой атмосфере вследствие раздражения кожи.

    Для зажигания аммиака требуется достаточно большое количество энергии (в тысячи раз больше, чем для бутана и пропана), что указывает на пониженную пожарную опасность аммиака. Аммиак не загорается от искр трения, ударов, искр электрогазосварки.

    Теплотворная способность аммиака незначительная, исключает возможность загорания от теплового излучения объектов, расположенных поблизости.

    Электрические свойства аммиака:


    mailto:
    dofact@mail.ru
    Hosted by uCoz