www.dofact.narod.ru --- Общественная кампания против строительства терминала по перевалке аммиака на Таманском полуострове

Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 декабря 2000 года # 43 (235) "О результатах проверки расчетов за транспортировку аммиака трубопроводным транспортом по территориям России и Украины (г. Тольятти - г. Одесса) в 1999-2000 годах":

Утвердить отчет о результатах проверки.

Направить информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации.

Направить отчет по результатам проверки в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Направить информационное письмо о результатах проверки в Счетную палату Украины.

ОТЧЕТ
о результатах проверки расчетов за транспортировку аммиака
трубопроводным транспортом по территориям России и Украины
ОАО "Тольяттиазот" в 1999-2000 годах

Основание для проведения проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год (п. 3.38).

Цель проверки

Проверка существующего порядка расчетов за транспортировку аммиака трубопроводным транспортом по территориям России и Украины в 1999-2000 годах.

Объект проверки

Минпромнауки России и ОАО "Тольяттиазот" (далее - ОАО "ТОАЗ").

В ходе проверки был проведен анализ исполнения Минпромнауки России и ОАО "ТОАЗ" протоколов заседания Смешанной Российско- Украинской Комиссии по сотрудничеству, Соглашений между Министерством промышленности Украины и Комитетом Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, а также Министерством промышленной политики Украины и Министерством экономики Российской Федерации о транзите аммиака через территорию Украины, протоколов ежегодных заседаний совместной российско-украинской рабочей группы по урегулированию вопросов транзита аммиака, переписка производителей аммиака с Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами России, выполнение плана поставок аммиака в 1999- 2000 годах, документы ОАО "ТОАЗ", связанные с производством и экспортом аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины, а также материалы, представленные на запрос Счетной палаты Минпромнауки России, Минимуществом России, Госкомстатом России, Российским фондом федерального имущества и налоговыми органами Самарской области.

По результатам проверки составлены акты

  1. Акт проверки работы Департамента химической и микробиологической промышленности Минпромнауки России (до 17.05. 2000 г. - Минэкономики России) по подготовке и заключению соглашений России с Украиной по транспортировке аммиака из г. Тольятти в г. Одессу, с которым под расписку ознакомлен заместитель Министра Минпромнауки России Г. Ф. Терещенко.
  2. Акт проверки расчетов за транспортировку аммиака трубопроводным транспортом по территориям России и Украины ОАО "ТОАЗ" в 1999-2000 годах, с которым ознакомлен управляющий ОАО "ТОАЗ" А. В. Макаров.

Аммиакопровод Тольятти - Одесса введен в эксплуатацию в 1981 году. Это сложное инженерное сооружение, предусматривающее длительную, надежную и безопасную транспортировку аммиака от заводов - производителей до Одесского припортового завода (далее - ОПЗ), который осуществляет его хранение и погрузку на специальные суда для отправки на экспорт. Общая протяженность трубопровода - 2417 км, в том числе от г. Тольятти до г. Одессы - 2203 км, из них 1397 км - по территории России. Кроме трубопровода, для его обслуживания построено свыше 1000 наземных сооружений (мосты, радиомачты, вертолетные площадки, дома), проложено 150 км линий электропередач, 1300 км кабеля связи, 2400 км магистрального кабеля, 35 автодорог протяженностью 200 км.

В целях безопасности трасса проложена с удалением от крупных городов, промышленных и транспортных объектов. Санитарная зона по обе стороны составляет 1000 метров. Трасса проходит через 111 водных преград, 32 железнодорожные дороги и 168 автомобильных дорог, заглублена на 1,7 - 1,8 метра. Трубы изготовлены из специальных марок стали с повышенной ударной вязкостью и коррозионной стойкостью. Имеется аварийная система обнаружения и тушения пожара в электромодулях, насосных станциях и центральных пунктах управления. С этой целью трасса разбита на перекрываемые секции по 3; 5,2; и 9 километров. Электроснабжение осуществляется от двух независимых источников питания. Управление насосными станциями и постами секционирования осуществляется с центрального пункта управления с помощью двух ЭВМ, установленных в г. Тольятти, и одной - в г. Одессе.

Трубопровод рассчитан на подачу 2,5 млн. т аммиака в год и имеет 30 раздаточных станций. Большая часть аммиака в количестве 2,25 млн. т поступает по трубопроводу на ОПЗ, остальное количество - 250 тыс. т - через раздаточные станции может поставляться сельскому хозяйству ряда регионов России и Украины для обеспечения их жидким аммиаком - эффективным азотным удобрением.

Пропускная способность ОПЗ составляет 3,5 млн. т в год, завод, кроме приемки аммиака по трубопроводу, может принимать его в специальных железнодорожных цистернах.

Проверкой установлено, что в 1999-2000 годах общая стоимость перевозки 1 т аммиака железной дорогой в цистернах по территории Украины в 1,6 раза выше, чем перекачка его по трубопроводу. По России эта разница составляет от 8 до 20 раз в зависимости от расстояния железнодорожных перевозок.

Технология транспортировки аммиака посредством магистрального трубопровода Тольятти - Одесса, накопительные терминалы ОПЗ были спроектированы, построены и функционировали до 1992 года как единый рабочий орган. В настоящее время аммиакопровод разделен на российскую и украинскую части. Предложение ОАО "ТОАЗ" создать на базе украинской части аммиакопровода совместное предприятие украинской стороной не было поддержано.

В ходе проверки установлено, что после разделения собственности между Украиной и Россией, Министерством промышленности Украины и Комитетом Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности 10.10.94 г. было подписано Соглашение о транзите жидкого аммиака по магистральному аммиакопроводу через территорию Украины (далее - Соглашение 1) со сроком действия в течение 5 лет, т. е. до октября 1999 года.

В соответствии с данным Соглашением тариф за транспортировку 1 т жидкого аммиака по территории Украины, включая оказание услуг по хранению и погрузке на судно, а также услуги порта и города, устанавливался в размере 18,0 долл. США, а общие годовые объемы российского аммиака, принятого к перевалке на ОПЗ, определялись в количестве 2,6 млн. т в год, в том числе 2,0 млн. т в год по аммиакопроводу с ОАО "ТОАЗ". К 1994 году объем экспорта аммиака on трубопроводу через ОПЗ достиг 1,95 млн. т в год, при общих объемах экспорта аммиака через ОПЗ российских предприятий в 2,1 млн. т в год и украинских - 1,04 млн. т в год. (Приложение 1; приложения в Бюллетене не публикуются).

В октябре 1997 года (протокол рабочей группы от 14.10.97 г.) Министерство промышленной политики Украины предложило подписать новое соглашение с уменьшением на 1998 год квоты на транзит российского аммиака через территорию Украины суммарно по трубопроводу и железной дороге до 1,6 млн. тонн, или на 38,5 процента.

На третьем заседании Смешанной Украинско-Российской Комиссии по сотрудничеству, состоявшемся 20 февраля 1998 года в г. Киеве под председательством премьер-министров Российской Федерации и Украины, было принято решение о подготовке к подписанию нового долгосрочного соглашения о транзите аммиака через территорию Украины (далее - Соглашение-2), которое подписано 17 марта 1999 года от украинской стороны - Министер-ством промышленной политики Украины и от российской стороны - Министерством экономики Российской Федерации. Соглашение носило декларативный характер, не указывало объемов экспорта аммиака, размера тарифов за его транзит и погрузку на суда, и в нарушение пункта 5 третьего заседания Смешанной Украинско-Российской Комиссии было не долгосрочным, а со сроком действия до 1.01. 2001 года.

В соответствии с Соглашением-1 объемы транзита аммиака и размер тарифа за его транспортировку, хранение и перегрузку устанавливаются на каждый год рабочей группой. В состав рабочей группы от российской стороны вошли представители Минэкономики России, Минсотрудничества России, ВАО "Агрохимэкспорт", Агрохим- Союза, ОАО "ТОАЗ", ЗАО "Куйбышевазот", ОАО "Минудобрения" (г. Россошь), ОАО "Невинномысский азот" и Новомосковская АК "Азот"; от украинской - представители Минэкономики Украины, Минпромполитики Украины, Укрвнешхимпрома и Одесского припортового завода.

Квота российской стороны на экспорт аммиака через ОПЗ в 1999 году по настоянию украинской стороны была определена (протокол рабочей группы от 15.12.98 г.) в объеме 1,6 млн. т в год и в последующем увеличена на 0,2 млн. т. Объемы поставок на 2000 год (протокол рабочей группы от 22.12. 2000 г.) были установлены в количестве 1,8 млн. т (Приложение 2; Приложения в Бюллетене не публикуются). Украинской стороной был предложен размер тарифа за транспортировку аммиака и его погрузку на суда - 22,98 долл. США за тонну. Возражения российской стороны о недопустимости снижения объемов экспорта российского аммиака и необоснованности увеличения тарифа за его перекачку украинской стороной были не приняты. В результате, протоколы российской стороной были подписаны на условиях, предложенных представителями Украины.

Таким образом, объемы поставок российского аммиака в 1999-2000 годах по сравнению с объемами, предусмотренными в Соглашении-1 , были уменьшены более чем на 30 %, а тариф за перекачку, приемку, хранение и погрузку аммиака на суда увеличился почти на 28 процентов.

Кроме того, учитывая заинтересованность каждого предприятия в поставке аммиака на экспорт, рабочая группа при распределении квот на 1999 и 2000 годы между предприятиями-производителями аммиака установила объемы экспорта его через ОПЗ в пропорции 75% - по аммиакопроводу и 25 % - по железной дороге.

По мнению Минпромнауки России, это вызвано выполнением стратегически важной задачи - сохранением производственного потенциала всех предприятий, выпускающих минеральные удобрения. Уровень внесения минеральных удобрений в почву в настоящее время в России - около 8 кг на гектар. Это недопустимо мало, и в связи с выносом питательных веществ из почвы приводит к прогрессивному падению урожайности. Экономическая и финансовая стабилизация в стране потребует многократного увеличения количества внесения в почву минеральных удобрений.

В итоге, все снижение объемов экспорта аммиака пришлось на сокращение объемов его поставок по аммиакопроводу - наиболее экономичному и безопасному виду транспорта. Вместо предусмотренных Соглашением-1 объемов поставок жидкого аммиака трубопроводным транспортом в размере 2,0 млн. т в год, в 1999 году было поставлено 1,42 млн. т и за 11 месяцев 2000 г. - 1,28 млн. т. Коэффициент использования аммиакопровода снизился с 97,4% в 1993 году до 67,5 % в 1999 и 2000 годах.

Экспорт аммиака с предприятий Украины за этот период увеличился почти в 2 раза (Приложение 1). Следует отметить, что на каждую тонну аммиака расходуется 1,45 тыс. куб. м российского природного газа.

На снижение загрузки аммиакопровода сказалось также следующее. ОАО "ТОАЗ" изначально строилось для экспорта аммиака по трубопроводу, и мощностей для его переработки на предприятии не предусматривалось. В перспективе к аммиакопроводу должны были подсоединяться заводы по производсту аммиака в городах Россошь, Новомосковск и Невинномыск. До их присоединения, имелось в виду, что ОАО "ТОАЗ" будет осуществлять государственные поставки аммиака на экспорт, а остальные предприятия - на внутренний рынок для производства удобрений с распределением между участниками доходов от экспорта. Однако, в связи с изменением форм собственности все эти связи были разрушены.

Более того, при приватизации ОАО "Трансаммиак", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.95 г. # 1314-р, его акции в количестве 51 % в августе 1996 г. внесены в уставный капитал ОАО "ТОАЗ", 4,77 % - реализованы в июле 1996 г. по закрытой подписке, и 14,23 % - в ноябре этого же года реализованы на инвестиционном конкурсе. Оставшиеся 30 % акций в январе 1997 г. проданы инициативной группе.

Акции ОАО "ТОАЗ" реализованы следующим образом: в 1993 г. в марте - 9,78 % на чековом аукционе, в июле - 20 % по закрытой подписке и 10 % - ФАРП, в сентябре - 20 % инициативной группе и марте - июле - 20,22 % на денежных аукционах; остальные 20 % были реализованы в июне 1994 г. на инвестиционных конкурсах.

Другим предприятиям, задействованным в поставках аммиака на экспорт через ОПЗ, акции ни ОАО "Трансаммиак", ни ОАО "ТОАЗ" не передавались.

Инвестиционная программа ОАО "ТОАЗ", разработанная на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.09.95 г. # 1314-р и предусматривающая строительство двух отводов для подсоединения других заводов - поставщиков аммиака на экспорт через ОПЗ, на момент проверки не выполнена. Это подтверждено актом комиссии от 29.11. 2000 г. в составе представителей РФФИ, Минимущества России, Минпромнауки России и Фонда имущества Самарской области (Акт прилагается).

Таким образом, все преимущества транспортировки жидкого аммиака трубопроводным транспортом достались ОАО "ТОАЗ", которое владеет контрольным пакетом акций ОАО "Трансаммиак" и является в настоящее время единственным в России экспортером аммиака по трубопроводу.

Остальные предприятия на момент проверки экспортируют аммиак через ОПЗ в железнодорожных цистернах.

В ходе анализа затрат транспортировки аммиака по трубопроводу через территории России и Украины установлено следующее.

Действовавший размер тарифа за транзит 1 т аммиака на 1 км через территорию Украины на 1999 и 2000 годы равняется 0,02 долл. США.

Документы, подтверждающие аналогичные затраты по территории России, руководство ОАО "ТОАЗ" представить отказалось.

По сведениям, полученным от Минпромнауки России, эти затраты в 3,5 раза меньше, а по расчетам на основании отчетных данных за 1999-2000 годы, представленных ОАО "Трансаммиак" в Госкомстат России - в 12,5 раз (Приложение 3).

Согласно обращению губернатора Самарской области в Правительство Российской Федерации (письмо от 10.08. 2000 г. # 1-30/970), стоимость перекачки 1 т аммиака по украинской территории, в среднем, в 10 раз выше, чем по территории России.

Любой из этих вариантов говорит о значительном завышении украинской стороной стоимости тарифа за транспортировку аммиака по трубопроводу (по сравнению с российскими затратами) при одинаковых условиях эксплуатации и обслуживания аммиакопровода.

Проверкой транспортных затрат в структуре полной себестоимости аммиака, отгружаемого на экспорт, установлено

Себестоимость одной тонны аммиака на предприятиях России составляет около 30-35 долл. США. (50 % затрат приходится на стоимость природного газа, 25 % составляют энергозатраты).

Общая стоимость транзита с перевалкой 1 тонны российского аммиака по трубопроводу через территорию Украины равна 22,98 долл. США, а по железной дороге - 33 долл. США.

Затраты на транспортировку 1 т аммиака до границы с Украиной по трубопроводу составляют, по расчетным данным на основе материалов, полученных от Госкомстата России, 2,25 долл. США, а по железной дороге - 17-19 долл. США в зависимости от расстояния до границы.

Экспортная цена аммиака на 1.01. 2000 г. составляла 95 долл. США.

В итоге, доля транспортных затрат в экспортных ценах для ОАО "ТОАЗ" составляет 26,5 %, а для предприятий, экспортирующих аммиак по железной дороге - 53-55 процентов (Приложение 4).

Таким образом, транспортные затраты предприятий, экспортирующих аммиак по железной дороге, в значительной степени снижают их финансовый результат и, в конечном итоге, отражаются на расчетах с бюджетом. Условные (расчетные) потери от экспорта аммиака по железной дороге (вместо трубопроводного транспорта) составили в 1999 году 6,2 млн. долл. США и за 11 месяцев 2000 года - 8,1 млн. долл. США.

Расчеты за экспорт аммиака через ОПЗ осуществлялись на основе контрактов на услуги по обеспечению его транзита через территорию Украины. Выборочной проверкой контрактов на ОАО "ТОАЗ" нарушений при их заключении и исполнении не выявлено.

В ходе проверки установлено, что из-за резкого снижения украинской стороной в одностороннем порядке объемов экспорта российского аммиака и увеличения его экспорта с украинских предприятий, по инициативе ОАО "ТОАЗ" губернатор Самарской области обратился в Правительство Российской Федерации (письмо от 10.08. 2000 г. # 1-30/970) с предложением построить отечественный портовый комплекс по перевалке аммиака и минеральных удобрений в районе мыса Железный Рог (Таманский полуостров) Темрюкского района Краснодарского края. Финансирование строительства порта предлагается осуществить за счет кредитов инвесторов под гарантии Правительства Российской Федерации. Срок окупаемости проекта - 6 лет.

В то же время ОАО "ТОАЗ", владеющее контрольным пакетом акций ОАО "Трансаммиак", в нарушение обязательных условий инвестиционной программы не разрешает врезку ОАО "Минудобрения" (г. Россошь), поставляющему по железной дороге 70 % аммиака от общего объема его поставок и проложившему трубопровод от своего завода до магистрального трубопровода Тольятти - Одесса. Подключение только этого предприятия позволит повысить использование аммиакопровода с 67,5 % до 82,7 процента.

Минсотрудничество России и Минпромнауки России не смогли урегулировать решение этих проблем: с Украиной - в части увеличения объемов экспорта аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины, с ОАО "ТОАЗ" - в части подключения других предприятий к магистральному трубопроводу.

Таким образом, разделение аммиакопровода на украинскую и российскую части, а также передача контрольного пакета акций ОАО "Трансаммиак" ОАО "ТОАЗ" отрицательно отразились на конечных финансовых результатах не только предприятий, экспортирующих аммиак через ОПЗ по железной дороге, но и на ОАО "ТОАЗ".

Выводы

  1. Разделение аммиакопровода Тольятти - Одесса на российскую и украинскую части, а также передача Правительством Российской Федерации при приватизации российской части аммиакопровода контрольного пакета акций одному предприятию - ОАО "ТОАЗ" отрицательно отразилось на конечных финансовых результатах не только предприятий, экспортирующих аммиак через ОПЗ по железной дороге, но и на ОАО "ТОАЗ", которое экспортирует его по аммиакопроводу и, как следствие, на расчетах с бюджетом.
  2. Подписанное 10.10.94 г. Украиной и Россией Соглашение со сроком действия в течение 5 лет о сохранении объемов поставок российского аммиака через ОПЗ в объеме 2,6 млн. т в год, в том числе 2,0 млн. т с ОАО "ТОАЗ" по аммиакопроводу, в конце 1997 года по инициативе Украины было расторгнуто.
  3. Новое Соглашение от 17.03.99 года в нарушение ст. 5 третьего заседания Смешанной Украинско-Российской Комиссии по сотрудничеству от 20.02.98 г. подписано не на долгосрочный период, а со сроком действия до 1.01. 2001 года без указания объемов поставок российского аммиака и размера тарифа за его транзит через территорию Украины. Решение этих вопросов передано российско-украинской рабочей группе.
  4. Объемы поставок российского аммиака через ОПЗ на 1999 и 2000 годы по настоянию представителей рабочей группы Украины были уменьшены более чем на 30 %, а тариф за перекачку и другие услуги до погрузки аммиака на судно увеличился почти на 28 процентов. В результате российские производители и государство понесли значительные убытки.
  5. Передача при приватизации контрольного пакета акций ОАО "Трансаммиак" ОАО "ТОАЗ" обострило конкурентную борьбу между экспортерами аммиака через ОПЗ и задержало врезку в аммиакопровод других экспортеров. Кроме того, с целью сохранения производственного потенциала других предприятий, экспортирующих аммиак через ОПЗ, по инициативе Минпромнауки России все уменьшение экспорта аммиака отнесено на его поставки по аммиакопроводу. В результате самый экономичный и безопасный вид транспорта использовался в 1999 и 2000 годах на 67,5 процента.
  6. Из-за резкого снижения украинской стороной в одностороннем порядке объемов экспорта российского аммиака и увеличения его экспорта с украинских предприятий, по инициативе ОАО "ТОАЗ" губернатор Самарской области обратился в Правительство Российской Федерации (письмо от 10.08. 2000 г. # 1-30/970) с предложением построить отечественный портовый комплекс по oepeb`kje аммиака и минеральных удобрений в районе мыса Железный Рог (Таманский полуостров) Темрюкского района Краснодарского края.

7. Предложения

7.1. Направить информационное письмо Правительству Российской Федерации с предложением:

7.2. Счетной палате Российской Федерации обменяться информацией о результатах настоящей проверки со Счетной палатой Украины.

Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации       М.И. БЕСХМЕЛЬНИЦЫН


mailto:dofact@mail.ru
Hosted by uCoz